juve99 (juve99) wrote,
juve99
juve99

Одной бедой меньше

Точно неизвестно, кто именно сказал, что «У России две беды - дураки и дороги». То ли Гоголь, то ли Карамзин, то ли Салтыков-Щедрин. Возможно, никто из них и вовсе такого не говорил, потому что это полная чушь.

Дорог в России, считайте, нет. Для претендующей на статус сверхдержавы страны площадью в 17,1 миллиона квадратных километров (почти в два раза больше, чем у следующих на нами Канады (9,9), Китая (9,6), США (9,5) или Бразилии (8,5)) наша транспортная система удивительно убога.

Во-первых, дорог в России просто мало. Общая протяжённость автодорог у нас - 1,4 млн. км., в Китае - 4,5, в США - 6,6. В пересчёте на площадь страны мы отстаём от Китайцев в 5,6 раза, от США - в 8,6 раза.

Во-вторых, наши дороги по мировым стандартам это не дороги, а, скорее, направления (оленьи тропы, средневековые тракты или что-то ещё в этом духе - архаичное, дикое и необустроенное). Более 30% россиян считают качество дорог в РФ абсолютно неудовлетворительным, а суммарная длина автомагистралей во всей России составляет жалкие 816 километров.

Это меньше, чем в крошечных Финляндии, Венгрии или Греции. Да что там! В Иране, Сирии и даже Нигерии автомагистралей больше. От США и Китая мы отстаём по покрытию страны автомагистралями в 160 и 220 раз соответственно. Зато когда достроится магистраль М11 (Москва-Петербург), длина автомагистралей в стране практически удвоится и мы будем отставать всего в 88 и 122 раза. Здорово, правда?

Возможно, дефицит автомобильных дорог компенсируется развитой железнодорожной сетью? Тоже нет. Покрытие территории железными дорогами у нас в 6 раз хуже американского и в 4 - китайского.

Про высокоскростные железные дороги говорить не хочется, но придётся: в 2016 году их протяжённость в Китае превысила 20 тыс. км. у нас - 1 тыс., и то, если считать наши «Сапсаны» скоростными поездами. Их максимальные 250 км/ч смотрятся бледно по сравнению с китайскими 431 км/ч у поездов на магнитной подушке.

Водного транспорта я касаться не буду. Скажу только, что грузооборот порта Шанхая больше, чем у всех российских портов, вместе взятых - Пётр Первый, пробиваясь к Балтийскому и Чёрному морям, старался напрасно, так что перейдём сразу к авиации.

С ней ситуация чуть более запутанная: по данным Википедии, в России 1218 аэропортов. Министерство транспорта, правда, считает иначе и говорит о 259 действующих. Все остальные - это военные, законсервированные или просто заброшенные взлётно-посадочные полосы. Для сравнения: в США действующих аэропортов больше 19 тысяч - разница в 80 раз, в пересчёте на площадь территории - в 144 раза.

Справедливости ради нужно уточнить, что многие из американских аэропортов представляют собой небольшую взлётно-посадочную полосу, обслуживаемую автоматикой, и заправку для самолётов. Но они работоспособны и как раз такой вариант был бы идеален для российской глубинки.

Интерпретировать всё это можно по-разному. Романтики могут считать Россию фронтиром - девственной и неизведанной территорией. Патриотам, по-видимому, придётся сказать, что россияне и так живут в самой лучшей стране (и все остальные страны им завидуют), поэтому ездить им никуда не нужно. Экономисты говорят, что без транспортной инфраструктуры невозможно создавать прибыльные производства, обеспечивать их сырьём и рабочей силой, зарабатывать на транзите.

А я скажу так: пока до большей части территории нельзя быстро и с комфортом доехать или долететь, а можно только «добраться», Россия представляет собой небольшую, в сущности, страну (на уровне Испании, Мексики, Италии), но с громадными амбициями. Выглядит это так же смешно, как маленький мальчик в огромных папиных сапогах. Так и нос расшибить недолго.

Вадим Жартун

http://zhartun.me/2017/01/roads.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments