С. СОРОКИНА: То есть, как господствующая..
А. ИЛЛАРИОНОВ : Нет, просто каждая религия, кроме самых разнообразных внешних проявлений представляет собой очень важный этический кодекс поведения. Поведение между одним человеком и другим человеком…
С. СОРОКИНА: Формирует систему отношений определенную.
А. ИЛЛАРИОНОВ : ...между человеком и Господом, между человеком и властью, отношение к труду, отношение к семье — очень много таких критериев…
С. СОРОКИНА: Протестанты на первом месте?
А. ИЛЛАРИОНОВ : И мы посмотрели, как страны, в которых преобладает соответствующий этический кодекс поведения, развивались не в течение года, 10 лет или 100 лет — в течение 1000 лет. С 1000 года. Слава Богу, есть соответствующие данные. Ну, протестанты, естественно, не 1000 лет, а последние 500 лет. Но, скажем, католическая, православная религии и ислам нам дают некоторую информацию. И вот выясняется, что страны оказываются очень устойчиво находящимися в определённом коридоре значений в зависимости от определенного этического кодекса поведения, который, в конечном счете, в большой степени определяется господствующей религией. И оказывается, что несмотря на разнообразные изменения экономической политики, политического режима, процентной ставки налоговой, смены политических властей и так далее, страны достаточно устойчиво находятся в соответствующей полосе значений. И православие дает не самые лучшие экономические результаты. Более того — самое неприятное: православие в принципе не дает шанса на выход из экономической отсталости. Нет ни одной православной страны, которая бы по уровню экономического развития когда-либо за последние, не знаю, 400 лет имела ВВП на душу населения, превышающий 50% от уровня самых высокоразвитых протестантских стран. Нет ни одного случая. Самые высокоразвитые, самые быстро развивавшиеся и самые успешные православные страны — это Греция и Кипр до недавних катаклизмов — в лучшие годы демонстрировали до 50% от уровня протестантских стран и гораздо меньше от уровня США, потому что США более высокоразвитая, более богатая страна. Мы даже ниже, чем Греция и Кипр, гораздо ниже — у нас сейчас примерно треть от уровня протестантских стран. Было выше. И мы видим, что мы не только не можем преодолеть этот рубеж — мы постоянно сползаем все ниже и ниже. Из этого надо делать, конечно, очень важный вывод в целом для нашей страны. Потому что важна ведь не сама религия, а этический кодекс поведения, создаваемый этой религией. Смогли ли другие религии преодолеть вот это проклятие? Оказалось, да. Протестанты смогли. Католики не могли сделать этого 400 лет, но во второй половине ХХ века, когда в католицизме началась своя вторая реформация, они смогли это сделать…
С. СОРОКИНА: Все-таки что-то сдвинулось.
А. ИЛЛАРИОНОВ : Католические страны Европы преодолели отставание, которое у них было в течение 4 десятилетий, и стали сокращать свое отставание от протестантов. Фантастический прорыв совершили конфуцианцы — это прежде всего, конечно, китайские страны: материковый Китай, Гонконг, Сингапур, с большим влиянием конфуцианства Япония. Они совершили всем известный прорыв.
С. СОРОКИНА: Это такое новообращение?
А. ИЛЛАРИОНОВ : Иудаизм тоже — всего одна страна, Израиль, но она совершила тоже фантастический бум во второй половине XX века и в начале XXI века. Это говорит о том, что если у нас наше православие останется без реформации… Это не значит, что нам надо заменить православие или перейти на католицизм или протестантство, хотя это, в общем, личное дело каждого человека. Но в целом для подавляющего большинства православных, которые хотели бы остаться и которые очень хорошо к этому относятся: в православии есть много разумных, интересных, привлекательных вещей… Но если в православии не произойдет реформации, которая выведет православие на уровень современного восприятия человека; восприятия отношений между человеком и другим человеком; между человеком и высшими явлениями и, конечно, государственной властью — мы обречены, кроме всего прочего, кроме моральной деградации, кроме политической деградации мы обречены и на экономическую деградацию. И выйти из этого никакими экономическими реформами, о которых нам так сладко рассказывают наши коллеги из Центра стратегических разработок, или там из Высшей школы экономики, из Академии народного хозяйства, будет просто невозможно. Так что в целом нам, как для общества — потому что, видимо, православная церковь сама не может с этим справиться — надо помочь православной церкви. Надо объяснить, что без реформации ее самой — с нашей помощью или без нашей помощи, как угодно — мы, как общество, обречены. Вот это надо четко сформулировать. И вот я бы сказал, если уж и стоит какой-либо вопрос серьезный для всего нашего общества, для всей нации… Если бы выборы были настоящие, можно было бы ставить такой выбор: что вы собираетесь делать с нашей религией? Вы собираетесь нас по-прежнему тащить на дно — в том числе и вот этими заявлениями про ритуальное убийство или с попытками забрать активы в виде Исаакиевского собора или протестантских кирх в Калининградской области, или других ценных объектов на территории всей России — или вы все-таки собираетесь работать на страну, собираетесь помогать гражданам?
https://echo.msk.ru/programs/sorokina/2100158-echo/
Арестович рассказывал, что большинство азиатских миллиардеров католики