― Еще один такой вопрос. Сегодня я где-то читал (сейчас много аналитики всякой), что…опять же, возвращаясь к этой игре (может быть, в ближайшем или не в ближайшем будущем)…что нас ждет (считает целая группа политологов) отход и уход даже от нынешней имитационной демократии. Что будет просто ужесточение режима, потому что в этой демократии никто не будет нуждаться. Это означает, собственно говоря, примерно то, что вы сказали? То есть это никакой ссылки и отсылки к мнению внизу, да? То есть все решается исключительно наверху, и все будет решаться только сверху, но никак не снизу.
В. Пастухов
― Такое развитие ситуации вполне возможно и ожидаемо. Но в то же самое время за все хорошее в жизни надо платить. Конечно, можно легко отойти от модели даже имитационной демократии, ярчайшим проявлением которой является то, что мы с вами сегодня имеем возможность разговаривать. Вполне допускаю, что через 2-3 года у нас с вами такой возможности не будет.
В. Дымарский
― А другая сторона этой имитационной демократии – это как раз те выборы, с которых мы начали говорить.
В. Пастухов
― Да. Но при этом, понимаете, тогда возникает вопрос: куда утилизовывать энергию тех людей, которые хотели бы находиться во вполне комфортной для любого человека полулоялисткой, полуфрендистской среде. В принципе, власть держится на том, что я бы назвал «около Кремля», а не на том, что в Кремле. То есть ключевую роль и не массы, и не носители власти, а достаточно широкий круг околовластной прослойки, которая в конечном счете пока проявляет определенную лояльность, пусть и ворчит. Тем самым обеспечивает стабильность.
И если отказаться полностью от модели имитационной демократии, то это значит, что вот эту околовластную прослойку, к которой относятся огромные отряды российской интеллигенции, в первую очередь творческой, служивой, военной, полицейской, медицинской, учительской… Это довольно большая такая масса, скажем так, людей не совсем овощного состояния духа…
В. Дымарский
― Как раньше у нас говорили – «АЖП». С активной жизненной позицией.
В. Пастухов
― Да, с АЖП. Так вот эти АЖП окажутся, в общем-то, в углу. И в этом углу им придется делать очень неприятный для себя выбор. А мы знаем по воспоминаниям Владимира Владимировича Путина, что одним из самых серьезных его детских впечатлений было впечатление от крысы, которая находясь в углу, идет на абордаж. И судя по тому, что попало в его первое амбициозное интервью, которое он давал тогда Юмашеву и компании, это сильное впечатление. Он его помнит. Я думаю, что он будет делать все для того, чтобы все-таки нашу маленькую крыску, частью которой мы с вами являемся, в этот угол не ставить до последнего.
https://echo.msk.ru/programs/year2018/2273204-echo/