juve99 (juve99) wrote,
juve99
juve99

Вадим Лукашевич
23 ч. ·
Восточный - это карма.
Сначала на этом месте был космодром Свободный. Модифицированными "Тополями" запустили несколько лёгких спутников из чистого поля. И закрыли как никому не нужный объект.
Потом, чтобы напугать Казахстан, объявили о новом космодроме Восточный. Несколько лет искали, где строить. Выбрали не то место. Знаете, для нашего Дальнего Востока это вообще норма. Вот так же строили Комсомольск-на-Амуре. Сначала два года выбирали место для будущего города с кораблестроительным и авиационным заводами и прочими удобствами. Выбрали площадку в районе села Пермское, которое было утверждено правительственной комиссией в начале 1932 года. 10 мая 1932 года первый десант строителей в тысячу человек вышел из Николаевска на кораблях "Колумб" и "Коминтерн" к месту строительства.
Как водится, в ходе плавания все перепились, и высаживаться пришлось ночью, в темноте. Выбрались на берег, корабли ушли. Утром выяснилось, что высадились... не на то берег! Кто из вас не слышал фразу "Ты что, берега попутал?!" Это отсюда. Город стали строить в районе ближайшего нанайского стойбища Дземги. Соответственно, и кораблестроительный завод, и авиационный пришлось делать не там, где планировали, а на противоположном берегу, там, где получилось.
Так же и с космодромом Восточным - была хорошая подготовленная площадка в Советской Гавани, с городом, портом, двумя судоремонтными заводами и мощным градостроительным комбинатом железобетонных изделий, со строительными мощностями, но получился все-таки старый, уже закрытый "космодром" Свободный, на месте которого стали строить новый космодром Восточный. В чистом поле, с нуля, с первого деревянного "колышка". Без денег, которых сначала не было много лет. Потому что Казахстан вроде как сначала испугался, снизил арендную плату за Байконур, продлил договор аренды до 2050 года, и даже не шибко прессинговал с токсичным "Протоном". Потом "Протоны" стали летать через раз, запахло керосином (точнее, гептилом), Восточный тут же завалили деньгами, но так как сроки были сильно упущены, строили штурмовщиной, со срывами сроков и нарушением технологий.
С избытком денег боролись, как водится, масштабным воровством, иногда увлекаясь настолько, что не хватало на зарплату рабочих. Это тоже из-за незнания старых дальневосточных традиций - все на Дальнем Востоке всегда строили зеки или спецпоселенцы без зарплаты, только за пайку.
В общем, как-то построили. И даже ввели в строй первым пуском. И забыли на несколько лет - для Дальнего Востока это в порядке вещей, там целые города в тайге брошены.
И так нам понравилось забывать, что во втором пуске забыли про азимут. Но Рогозин все равно успел поздравить стартовый расчет с успехом - и это у нас традиционно. В детстве, помню, была история, когда зеки, строя жилой дом зимой, в мороз, заливали фундамент не бетоном, а водой.
Вот мы и дошли до фундамента - теперь мы его перезаливаем на Восточном, и не где-нить на второстепенном объекте, а под башней обслуживания на стартовом комплексе. Единственном, хотя сначала их планировалось сделать два. У нас везде строят по два старта, но это ж Дальний Восток!
И вот дошла очередь до замены рельсов. Ну конечно же, этим коренного дальневосточника не удивить. Там на ДВЖД рельсы меняют постоянно и регулярно. Что интересно - десятилетиями стоят только рельсы, поставленные американцами по ленд-лизу в годы войны. Эти стоят. Наши - приходится менять. На Байконуре, кстати, рельсы под подвижной башней обслуживания сначала суперракеты Н-1 в 1960-х, потом под "Энергий" с "Бураном" менять не пришлось. Так то Казахстан, не говоря уж об Америке.
Я ж говорю - карма...

Из-за дыр в бетоне на космодроме Восточный пришлось поменять рельсы.
https://tass.ru/kosmos/5584264
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments