― Мне о наших сценариях говорить очень трудно. Во-первых, крайне мало информации, во-вторых, очень много всяких конспирологических слухов. Я бы, говоря о нашем сценарии, который непонятен, я бы смотрела на момент нагревания общества. Ситуации, процессы, кто-то сегодня, по-моему, Валерий Соловей сказал, что он выступал за последние дни довольно много перед бизнесменами разного уровня. Мелкий, средний, крупный. И проводил аналогию между концом перестройки, то есть конец 80-х и сегодняшним днем. И все сходились, что все очень похоже. Тогда он задавал вопрос: а в чем похоже? В том, что исчерпан ресурс этой экономической и политической системы. Тупиковость модели стала всем видна. И дальше силой оружия можно подавить. Может не получиться. У Советского Союза тоже была огромная силовая машина. И не получилось. Империя, которую считали совершенно железобетонной, оказалась, в общем, совершенно прогнившей.
М. Курников
― Почему вы говорите о том, что система в тупиковой ветке, как о чем-то свершившемся…
Е. Лукьянова
― Абсолютно.
М. Курников
― Почему? Из чего вы делаете такие выводы.
Е. Лукьянова
― Я не говорю, что она всем понятна. Я говорю, что специалистам понятно давно…
М. Курников
― С чего они это берут?
Е. Лукьянова
― Ну есть же, кто же это сказал, (неразборчиво), по-моему, что знание некоторых принципов избавляет вас от необходимости знать некоторые подробности. Есть закономерности и правила. При такой системе выборов, при таком сформированном парламенте будут принимать законы, которые будут либо не исполняться, либо только наносить вред, раздражать общество. Вот вам рейтинг ГД. Система, при которой управление сосредоточено в одних руках больше определенного процента, она начинает буксовать. Система в такой по территории многонациональной стране, разной по культурным и так далее традициям, если у субъектов отняты те или иные полномочия и деньги, то она тоже будет буксовать. И это многократно доказано нашей собственной историей, историей других стран. Тут необязательно знать мелочи. Система с точки зрения, я как специалист по государствоведению говорю, она тупиковая. Она работать не будет, она будет только вырождаться и хуже становиться и хуже. Как экономист, я сама не специалист, но, слушая коллег экономистов я могу сказать, что они считают точно также.
М. Курников
― Но в нулевые же работало. Да как работало.
Е. Лукьянова
― В нулевые это когда. В нулевые до третьего года, пока не начались реформы чрезмерного вмешательства государства — да, был, во-первых, лаг по времени. От 90-х и начала нулевых. А, во-вторых, была очень выгодная конкурентоспособность. Советский Союз тоже, между прочим, между реформой Косыгина и до 1985 года до реформы Рыжкова до принятия закона о госпредприятиях, тоже просидел 20 лет на хорошей нефтяной конъюнктуре. Не 20 — 15. Но на самом деле нет ничего неисчерпаемого.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2399587-echo/
