― Слушатели просят вас прокомментировать трагедию в Шереметьево с Superjet. Вы, как человек, который перемещается по миру довольно часто, что чувствуете?
С.Белковский
― Знаете, в 2012 году я опубликовал в «МК» статью о том, что так и будет. Я не хвастаюсь этим прогнозом, потому что хвастаться прогнозом, который закончился трагическими последствиями, неприлично. Но для меня было совершенно очевидно, что этот самолет, как говорилось в фильме «тени исчезают в полдень», — «что-то не верю я, что эта сковорода заговорит».
Потому что в стране, где разрушены технологические основы, где авиационная отрасль на шатком фундаменте, новый самолет создать нельзя. Есть в мире всего две авиапроизводящие державы — США и целый Евросоюз – прошу заметить, что ни одна отдельная страна из ЕС самолетов не производит.
А.Нарышкин
― Но у нас остались компетенции СССР.
С.Белковский
― Остались компетенции Союза и в том, что в магазине нет колбасы, естественно. И что денег нам не платят — тоже остались компетенции.
А.Нарышкин
― Мне кажется, вы повторяете рассуждения очень вредные и опасные, как мне кажется, которые сейчас в соцсетях в большом количестве циркулируют – это фиговый самолёт.
С.Белковский
― Да, это фиговый самолет.
А.Нарышкин
― И это Путин и Чемизов виноваты, что люди пострадали.
С.Белковский
― Да.
А.Нарышкин
― Но, по-моему, версия, о которой сейчас говорят официальные власти чаще всего, что это ошибка пилота.
С.Белковский
― Нет. Я не специалист по авиации, поэтому моя точка зрения в этом вопросе не может иметь какого-то должного авторитета – безусловно. Я это признаю.
А.Нарышкин
― Вы сами себе противоречите, говорите, что все так и должно было закончиться.
С.Белковский
― Я системный программист. И как системный программист я знаю, с какой скоростью развиваются технологии. Они развиваются с гигантской скоростью. И что на той технологической основе, которая сегодня существует в России, ничего нового сделать нельзя. Невозможно в принципе. Никакого нового самолёта создать нельзя. В США можно, в Евросоюзе можно — и то с трудом. Конкуренция между Боингом и Эрбасом А-380 уже огромная. А туда были вложены огромные интеллектуальные, технологические средства, — ладно деньги, деньги найдутся всегда.
И я в этой статье писал, что я хорошо знаком с инженером-проектировщиком этого несчастного Superjet. Это итальянец из Венеции. Не буду называть его имени, поскольку он мне не давал такого разрешения. Но он сказал с самого начала, что ничего не выйдет. Все это создавалось в Венеции с помощью компании «Aeronautica». Делалось с единственной целью – чтобы Superjet не был частью Объединенной строительной корпорации, нужно было вывести этот проект из их ведома, из компетенции ОАК.
При этом все, кто приехал в Венецию, сразу поснимали себе дворцы и квартиры, проводили время в дорогих ресторанах, которые я прекрасно знаю, в которых я так часто бывать не могу, поскольку у меня нет столько денег, сколько у создателей Superjet.
А.Нарышкин
― Это все, чтобы придумывался лучше самолет.
С.Белковский
― Да. И в итоге главный разработчик, итальянец, отказался от участия в этом проекте. Сказал, что «эта сковорода никогда не заговорит» — это цитата из фильма «Тени исчезают в полдень», что этот самолет обязательно рухнет.
Он вскоре рухнул в Индонезии, а сейчас случилось то, что должно было случиться. Потому что создание самолета это очень сложный вопрос, это не то, что можно поручить — условно говоря, выйти на Арбат и поручить бомжам, и бомжи это сделают. Потому что сегодняшняя элита монетократична, она думает, что если заплатить много денег, то все можно сделать. Это, кстати, опровергает известный математик Перельман, который отказался от денег за объяснение гипотезы Пуанкаре. И, собственно, Эйнштейн создал теорию относительности не потому, что ему заплатили много денег.
Нужно собирать специалистов, а специалистов всех разогнали. Поэтому создать нормальный самолет сегодня в России невозможно.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2421721-echo/