― Знаете, я не очень люблю описывать то, что сейчас происходит, как конфликт поколений, потому что мне кажется, что это скорее стилевой конфликт. И он неизбежно назревает все последние годы. Посмотрите, как устроена политика, которую реализует политический менеджмент России и Москвы в целом. Это, конечно, политика, в первую очередь нацеленная на ту часть населения, которую легко мобилизовать на участки и добиться от нее того голосования, которое нужно. Как правило это люди зависимые – это бюджетники, это пенсионеры. Как устроен среднестатистический кандидат в России?
Ну вот если съездить в любой российский регион, случайным образом взятый, посмотрите, как устроена кампания. Причем даже неважно какой партии. Это всегда такой потный мужчина в черном пиджаке и в костюме, который таким бубнящим голосом говорить какие-то вещи, в которые он не верит, которые аудитория не слушает и которые, в общем, никому не нужны.
Понятно, что эта стилистика понятна тем людям, к которым он обращается. Еще раз, это совсем небольшая часть электората, которую легко мобилизовывать. Все остальные смотрят на это с ужасом, потому что невозможно всерьез к этому относиться. И доля тех, кто как бы стилевым образом от этого отрывается, она все сильнее и сильнее. Мы это видим в тех редких случаях, когда возникает какая-то другая политическая кампания.
Попробуйте вспомнить, что было здесь в 2013-м году, когда Алексей Навальный баллотировался на пост мэра. Вот как раз кампания с наклейками, с этими кубами, с агитаторами. В общем, какое-то движение началось. Огромное количество людей начало в это включаться, потому что увидело, что это про них. Просто это интересно. Ты начинаешь чувствовать, что это про тебя, что ты можешь здесь что-то изменить.
И этот разрыв, на самом деле, только увеличивается, потому что стиль кампании, которую продает Кремль, он уже не поменяется. Они в принципе не в состоянии его изменить всерьез. Они пытаются его как-то маневрировать, но в принципе они не в состоянии его изменить. И против этого люди, которые в принципе хотят другой политики. Они вовсе необязательно только молодого возраста. Но, конечно, там есть поколенческий срез тоже.
Поэтому я бы сказал, что то, с чем сегодня сталкивается Кремль – это стилевой кризис. Это не столько поколенческий кризис, это просто кризис стиля, конфликт стилей.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2474937-echo/