― Есть разные способы гражданского участия. Но дело даже не в этом. Люди, которые пытаются перекладывать на население Москвы – есть такое странное упражнение: берешь население Москвы и потом пытаешься переложить на него какие-то проценты, и думаешь «Ну как, процентов 50% должно быть. Сколько у нас население Москвы? 14 миллионов. Значит, пока 7 миллионов не выйдет на улицы, в общем, никакого смысла – это все меньшинство незначительное».
О.Овчаренко
― Ну, смотрят, например, на Гонконг – там выходят миллионы.
Г.Юдин
― Сделаем шаг назад. Еще раз: Россия полностью деполитизированная страна, а Москва полностью деполитизированный город. Здесь в принципе людей сложно хоть чем-то объединить. «За», «против», «воздержался» — чем угодно сложно объединить.
Это важно именно в контексте электоральной кампании, потому что из-за этого результат всегда делает меньшинство. Не большинство, которое приходит и единогласно голосует.
А.Нарышкин
― То есть, уже круто, что в деполитизированной Москве выходит такое количество людей?
Г.Юдин
― Совершенно верно. То, что мы сегодня видим, это по масштабам Москвы и по ее электоральной математике – это очень большая сила. Именно поэтому, конечно, московская мэрия провалила эту кампанию. Она создала эту силу и сейчас не знает, что с ней делать.
А вот эти 50 тысяч, которые представляют на этом митинге гораздо большее количество людей – потому что никогда все люди не выходят на митинги, — пожилые, отсутствующие, испугавшиеся — есть миллион причин. За ними, конечно, стоит очень большая сила по меркам московской электоральной истории.
Конечно, в Гонконге совсем другая ситуация.
А.Нарышкин
― Получается, что там культура другая этого? Политическая?
Г.Юдин
― Там действительно уровень деполитизации гораздо меньше, а во-вторых, давайте прямо скажем, что для Гонконга, абсолютно для всей страны, решается совершенно фундаментальный вопрос. Я очень им сочувствую.
А.Нарышкин
― Ложимся мы под Китай окончательно, или нет.
Г.Юдин
― Да. И это для миллионов людей вопрос просто существования этой страны.
О.Овчаренко
― напомню, что там обсуждается закон об эмиграции, которая позволяет по запросу Китая выдавать граждан Гонконга.
А.Нарышкин
― Не об эмиграции, а об экстрадиции.
О.Овчаренко
― Да, об экстрадиции.
Г.Юдин
― О выдаче. Но будем прямо говорить что конечно, это такой эвфемизм, это закон о выдаче для проблемы независимости. Понятно, что Гонконг хочет быть независимым – это всем ясно, ясно и Китаю. И сейчас там решается этот вопрос. Конечно, это вопрос, который мобилизует огромное количество людей, это просто вопрос выживания.
https://echo.msk.ru/programs/ganapolskoe_itogi/2479961-echo/