А. Веснин― Но во Франции революция – это все-таки попытки что-то изменить, какие-то ценности, какие-то идеалы. Да, и провалы, и взлеты были.
Д. Травин― Коммунизм – такие ценности и идеалы! Кстати, революционеры во многом копировали идеологию Великой французской революции. Если мы будем брать самые плохие черты 70 лет советской власти, то увидим, что по этим параметрам, действительно, у многих стран гораздо лучше обстояли дела. И тогда мы впадаем в безумный пессимизм и рвем на себе остатки волос. Но есть и другие параметры, которые в худшем виде проявлялись у других и в меньшей степени у нас. Но человеку, пережившему ГУЛАГ, конечно, трудно понять, что что-то может быть хуже, он скажет: «Ты кощунствуешь!» и так далее.
Но на самом деле в истории человечества была масса очень сложных и серьезных проблем, скажем, та же гражданская война в Испании, которая во многом стала следствием длительной контрреформационной деструктивной католической традиции, которая не давала Испании развиваться лет 300. А после гражданской войны — 20 лет франкизма, причем франкизма фалангистского, тоже деструктивного, который ориентировался на импортозамещение, автаркию и не давал нормально развиваться экономике – это очень серьезная проблема, вполне сопоставимая с проблемами, которые испытывала Россия и испытывает сейчас. Но Испания раньше стала из этого выходить, поэтому, конечно, мы отстаем.
А. Веснин― Если мы говорим про Испанию, нельзя не упомянуть – тут Франко много упоминали в связи с перезахоронением – Франко в каком-то смысле лидер, похожий на Путина, но который сам взял и изменил свою политику.
Д. Травин― Не совсем. Если сравнивать Путина, я бы его сравнивал не с Франко, а с Наполеоном III, это мой любимый персонаж, там очень много сходства. И это еще одна аналогия с Францией, хотя не бесспорная, конечно.
С Франко другая ситуация, он – реальный боевой генерал, не полковник госбезопасности. Он был не очень умен и очень необразован, но в какой-то момент он в реальных боевых действиях взял на себя власть, подавил сопротивление, многих убил, многих репрессировал; те, кого он подавлял, в свою очередь, убивали и репрессировали, это была страшная гражданская война. И Франко почивал на лаврах, как генерал, захвативший власть, а не как харизматик, который манипулирует общественным мнением. И Франко в какой-то момент, действительно, дал карт-бланш на реформу (он сам не был великим реформатором) адмиралу Карреро Бланко, тот пригласил реформаторов, и так это всё пошло. А Франко ездил на рыбалку в это время, ему так нравилось.
А. Веснин-Так может у нас и Путин как-нибудь к этому придет?
Д. Травин― С Франко единственный, насколько я знаю, случай в истории, когда диктатор через 20 лет вдруг дал карт-бланш на реформы. Больше я таких примеров не знаю. Так что вероятность того, что Путин – 20 лет уже прошло – пойдет на реформы, очень невелика. Кроме того, все-таки, у Франко не было нефти и газа, Испания находилась в окружении западных стран, которые очень быстро менялись, и несмотря на то, что я сейчас говорил о католической религии как не очень конструктивной в плане развития, надо признать, что к этому моменту в Испании функционировала организация Opus Dei, которая породила молодых технократов, вставших во главе реформ. У Путина в госбезопасности ничего этого нет, к сожалению.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2529389-echo/
Шарль Луи́ Наполео́н Бонапа́рт (фр. Charles Louis Napoléon Bonaparte), именовавшийся Луи-Наполеон Бонапарт (Louis-Napoléon Bonaparte), позже Наполеон III (Napoléon III; 20 апреля 1808 — 9 января 1873) — первый президент Французской республики с 20 декабря 1848 по 1 декабря 1852, император французов с 1 декабря 1852 по 4 сентября 1870 (с 5 сентября 1870 по 19 марта 1871 находился в плену).
Племянник Наполеона I, после ряда заговоров с целью захватить власть, пришёл к ней мирным путём как президент республики (1848). Совершив переворот (1851) и устранив законодательную власть, путём «прямой демократии» (плебисцит) установил авторитарный полицейский режим и ещё через год провозгласил себя императором Второй империи. После десяти лет довольно жёсткого контроля Вторая империя, ставшая воплощением идеологии бонапартизма, перешла к некоторой демократизации (1860-е годы), что сопровождалось развитием французской экономики и промышленности. При нём барон Осман провёл масштабную реконструкцию Парижа. Через несколько месяцев после принятия либеральной конституции 1870 года, вернувшей права парламенту, конец правлению Наполеона положила Франко-прусская война, в ходе которой император попал в германский плен и во Францию так и не вернулся.
Наполеон III был последним монархом Франции.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD_III