М. Наки― Кстати, об этой тенденции. Хотелось бы упомянуть Ленина и то, что о нем сказал президент. Ну, он не первый раз высказывается в подобном ключе, но отражает ли это как-то, на ваш взгляд, его представления, в том числе, о самоуправлении?
Г. Юдин― Да, это, в общем, весьма симптоматично. Третий раз на моей памяти он говорит совершенно парадоксальную, с точки зрения любого историка, фразу о том, что Ленин является могильщиком советского государства, что он заложил бомбу под советское государство. Это человек, который создал это государство. В принципе, абсурдно.
Но смысл того, что он хочет сказать, на самом деле понятен. Кроме того, что он не знает историю, не знает смысла спора между Лениным и Сталиным, который происходил по этому поводу, не понимает, почему Ленин в итоге принял решение, которое он принял… Это было решение, которое на самом деле позволяло сохранить расползавшуюся страну. Ленин, в общем, был скорее противником федералистского принципа. Просто он, как хороший, прагматичный политик, понял, что в этот момент это способ сохранить страну. И Сталин, кстати говоря, будучи во многом его учеником и относясь к нему как к более мудрому политику, понял эту идею вскоре после того, как Ленин к ней обратился.
Но дело не в том, что Путин не знает матчасть. Дело в том, что он тем самым проговаривает свое представление о том, как должно быть устроено государство. Это, конечно, радикально антифедералистское представление. То есть Путин не мыслит такую гигантскую страну, как Россия, иначе как управляемую из одной точки — полностью, от начала до конца. Никакого самоуправления, с его точки зрения, в России быть не может. И мы, собственно, видим, как последовательно в течение этих 20 лет, что он находится у власти, в России давится местное самоуправление, лишаются автономии регионы, и это полностью соответствует вообще его взгляду на мир. Людям в принципе нельзя доверять, ни в коем случае. Их надо полностью, от начала до конца, контролировать. В тех ситуациях, где они могут быть опасны, их нужно запугивать.
Проблема в том, что, если мы посмотрим на историю России, мы увидим, что она представляет собой такую синусоиду. Это всегда движение от централизации к децентрализации, от централизации к федерализму. И в этом смысле коллега Захаров очень хорошо называет Россию «спящей федерацией».
Федералистские начала никуда отсюда не ушли. Они по-прежнему находятся здесь. Конечно, сейчас видно, что они начинают просыпаться. Такой гиперцентрализации в России не было давно. Вообще такой демонстративной централизации. Даже в советское время, в общем, на риторическом уровне у регионов было больше автономии, больше уважения к ним. Причем под регионами я понимаю, естественно, и Москву. Потому что часть проблем с Москвой состоит в том, что в Москве беда с местным самоуправлением. И в России эти федералистские тенденции начинают просыпаться.
М. Наки― Запрос на это есть?
Г. Юдин― Да, это несомненно. С этим связаны прокаты особенно одиозных кандидатов в губернаторы, которых сажают из Кремля. С этим связаны протесты против самодурских решений из Кремля. С этим связано и постепенно усиливающееся местное самоуправление вопреки всем трудностям, которые возникают. Поэтому мы, в общем, начали движение в обратную сторону. И это как бы вполне нормальная траектория для развития России.
Конечно, Россия должна быть гораздо более децентрализованной. Не должно быть в России ситуации, когда из одного сибирского города в другой нужно добираться, черт возьми, через Москву. Нормальная стратегия развития для нашей страны в ближайшее время состоит в том, чтобы федерализовать ее и построить нормальный канал коммуникации, взаимодействия между разными регионами. Чтобы все эти губернаторы не торчали в Москве, а занимались своим делом.
М. Наки― Но с таким отношением, как вы интерпретировали высказывания Владимира Путина, возможно ли это?
Г. Юдин― Нет, конечно, ни в коем случае. И в этом смысле вот эта система сейчас натыкается на свой порог. То есть она получает все большее и большее сопротивление.
М. Наки― 20 секунд у нас остается. Чем это может закончиться?
Г. Юдин― Это закончится тем, что вопрос реальной федерализации России и автономии регионов будет всерьез поставлен в повестку. И в любом транзитном периоде, который начнется, это будет один из ключевых вопросов.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2557241-echo/