Прошло 20-30 лет. К сожалению, и пастыри оказались не на высоте и растворили свои идеалы в том, что они назвали рынком, себя скомпрометировали двумя этапами псевдоприватизации, себя скомпрометировали тем, что сами отступили. Знаете, как в Библии, трижды отреклись от либерализма и демократии при первом президенте: первый раз – в 93-м году, когда расстреляли парламент, второй раз – в 96-м, когда подделали итоги выборов, и третий раз – в 99-м, когда смирились с практически фальсификацией нормального избирательного процесса.
Понимаете, трижды отрекшись от либерализма, потеряли право быть настоящими пастырями. И народ стал искать других пастырей и нашел их в другом лагере, который сегодня чувствует себя на коне, который предлагает народу вернуться в архаичное прошлое, которое является утопией, которого не было.
И сейчас, на сегодняшний момент создается видимость, что новое такое мировоззрение находит поддержку у основной массы этого населения. Должен сказать, что это было бы очень печальным, если бы я поверил, что эта поддержка является прочной и осознанной. Но устанут и от этих. И тогда выяснится, что, на самом деле, в общем, очень медленно, очень сложными путями население России потихоньку выходит из своего 16-го века и потихоньку будет склоняться к какой-то форме современного государства. Не столь радикальной, как это предлагали 25-30 лет назад, но и не такой кондовой, как предполагают сегодня.
Н. Росебашвили― Остается буквально полторы минуты до перерыва. Короткий вопрос. Вы можете перечислить факторы, которые могут ускорить этот выход из 16-го века?
В. Пастухов― Ну, фактором, который может ускорить выход из 16-го века, является выход России из зоны комфорта. Мы с вами перед передачей говорили о коронавирусе. Ну вот если он спровоцирует, например, мировой экономический спад и кризис, то Россия как страна, на самом деле, абсолютно архаичная, теряющая свою науку, свою культуру и живущая исключительно от сдачи в ренту своих природных богатств, окажется в довольно сложном материальном положении, и это будет существенно влиять на прозрение нации.
Н. Росебашвили― Снова весь вопрос в деньгах, я так понимаю. В деньгах и в экономике.
В. Пастухов― Нет, это кажется только до того момента, пока мы не задаемся: а в чем вопрос с деньгами? Это вечный вопрос – курица или яйцо? Деньги бывают разными: деньги бывают от воровства, деньги бывают от перепродажи того, что нам дал бог, а не мы заработали, и деньги бывают от ума, активной деятельности, инициативы и так далее. Те, кто живут вторым способом, менее подвержены рискам мировых элит. Так что всё зависит не от денег, а от мозгов.
https://echo.msk.ru/programs/personalnovash/2582222-echo/